Храм свт. Николая, с. Черняное, Тамбовская обл. - Григорий Палама - архиепископ и богослов
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости

Все новости

Григорий Палама - архиепископ и богослов

13 Март 2017

В рамках воскресной школы для взрослых, занятия которой традиционно проходят в нашем храме во время Великого Поста, ее слушатели познакомились с житием и трудами одного из выдающихся учителей Церкви - святителя Григория Паламы. С лекцией на эту тему перед собравшимися выступил кандидат технических наук, сотрудник областной Пушкинской библиотеки Артем Гравин.

Памяти святителя Григория традиционно посвяшается второе воскресенье Великого Поста. Таким образом Церковь отмечает труды богослова и подвижника в деле укрепления православной веры в непростые для нее времена.

Среди сочинений Григория Паламы - «Триады в защиту священнобезмолвствующих», написанные против Варлаама Калабрийского. Первая триада посвящена вопросу о познании Бога. Палама настаивает на том, что путь познания Бога не является внешней философией, но откровением во Христе. Христос обновил всего человека, поэтому весь человек, душой и телом, может и должен участвовать в молитве. Человек, начиная с настоящей жизни, приобщается благодати Божией и вкушает в качестве залога дар обожения, которого он вкусит в полноте в будущем веке.

Во второй триаде Палама подвергает резкой критике утверждение Варлаама, что знание философии может принести человеку спасение. Человек не вступает в общение с Богом при помощи тварных средств, но только по Божественной благодати и через участие в жизни Христа.

В третьей триаде он занимается вопросом об обожении и о Фаворском свете как о нетварной Божественной энергии. Человек не приобщается сущности Божией, иначе мы пришли бы к пантеизму, но приобщается природной энергии и благодати Божией. Здесь святитель Григорий систематически исследует основополагающее для его учения различие между сущностью и энергией. Те же вопросы рассматриваются в пяти посланиях - трех к Акиндину и двух к Варлааму, написанных в начале спора с ними.

Семь «Антирритиков против Акиндина» были написаны с тем, чтобы опровергнуть соответствующие антирритики против Паламы, составленные Григорием Акиндином. В них говорится о последствиях не различения между сущностью и энергией в Боге. Благодать Божия, говорит Палама, является святым как нетварный свет, подобный тому, который видели апостолы во время Преображения Христа. Этот нетварный свет и вообще все энергии Божии являются общим выражением единой сущности Отца, Сына и Святого Духа.

В «150 богословских, нравственных и практических главах» Григорий Палама излагает, пользуясь обычным для всех аскетических писателей Востока методом, основные темы своего учения в кратких главах.

«Против Григоры» Палама написал 4 опровержительных слова. Григора принимал богословские тезисы Варлаама, утверждая, что благодать Божия и особенно свет Преображения был тварным. Палама опровергает аргументы Григоры и утверждает, что свет Преображения не был ни тварью, ни тварным символом, но блеском божественной сущности и подтверждением действительного общения между Богом и человеком. Также в них Палама заявляет о нетождественности Божественных энергий и Божественных имен, признавая первые нетварными, а вторые тварными.



назад к списку новостей